Энциклопедия театра и кино
Кино-Театр.РУ - энциклопедия российского театра и кино Задача этого сайта в том, чтобы познакомить вас с миром кино и театра, дать возможность соприкоснуться с процессом творческого созидания.

Фоткающий «профессионал»

Поставьте на поиск «фотограф». Кликните на найденном. Бьюсь об заклад - со словом «фотограф» непременно будет соседствовать эпитет «профессиональный»?

Как в старом анекдоте: если человек купил скрипку, то он становится владельцем скрипки. А если человек приобрел фотоаппарат, то он становится фотографом.
Почему же любой лох с мыльницей именует себя «профессиональным фотографом»?

В первую очередь потому, что если проанализировать наиболее частые запросы в сети, то словосочетание «профессиональный фотограф» будет одним из самых популярных. Поэтому любой, еще вчера купивший первую камеру, но уже пусть понаслышке знающий о SEO, обязательно воспользуется этим эпитетом. Справедливо опасаясь, что если он не позиционирует себя как «профессионал», то никто не рискнет воспользоваться его услугами.
Поэтому словосочетание «профессиональный фотограф» себя окончательно дискредитировало. Это - факт. Но хуже другое: сместились критерии оценки. Ведь часто можно услышать довод: «профессионал» тот, кто зарабатывает себе на жизнь тем или иным ремеслом.

Лингвистически тут все верно. Действительно, если у человека есть «профессия», то он является «профессионалом». Но в русском языке это слово имеет еще и дополнительный оттенок (как говорят лингвисты: «коннотацию»). «Профессионалом» всегда называли того, кто обладал высоким уровнем мастерства. И именно это (его мастерство) позволяло ему получать за свое ремесло деньги и зарабатывать на жизнь. Но сегодня произошла смена понятий: «профессионалом» почему-то стали считать любого, кто способен заработать хоть какие-то деньги.

А вот про качество все позабыли.
Так что нынче уместно считать критерием профессионализма?

Раньше все было просто: входным билетом в профессию являлось наличие профессиональной аппаратуры и умение ею пользоваться. Для полиграфии требовались (как минимум) слайды среднего формата. А для рекламы: форматный слайд. Между прочим, за комплект «хассельблада» с оптикой в СССР отдавали «Волгу». Но мало было купить хорошую аппаратуру. Еще нужно было уметь подобрать нужную пленку, измерять экспонометром или флэшметром экспозицию, выстроить композицию и качественно эту пленку проявить. И (иной раз) отретушировать.

Все это позволяло настоящему мастеру снижать затраты на себестоимость процесса и тем самым увеличить прибыль. Потому что настоящий профи мог сделать качественный слайд с одного щелчка затвора, а неумехе приходилось изводить по целой пачке дорогостоящей форматной листовой пленки (да еще заплатить немалые деньги за ее проявку), чтобы добиться похожего результата. Поэтому заказчики в аналоговую пору предпочитали работать с проверенными фотографами, у которых имелась репутация и кто мог выдать стабильное качество.

С развитием цифровой техники - ситуация в корне изменилась. Мастерство стало не нужным. По крайней мере в своей технической ипостаси. Раньше за каждый бракованный кадр фотограф платил (в прямом смысле) из собственного кармана. Сейчас «безразмерная» цифра позволяет совершать безразмерное количество ошибок. Нет нужды уметь пользоваться флэшметром в студии: достаточно снять кадр и взглянуть на гистограмму. И сделать «посветлее/потемнее».

Не нужно уметь наводить на резкость - есть автофокус. Правда со всякими «фронтами» и «бэками», но это уже другая история.
Нашпигованные электроникой камеры зачастую умнее их владельцев. Вспоминаю случай, когда молодая фотографиня, недавно закончившая курсы по фотографии, но уже успевшая «прославиться» как свадебный фотограф, пришла снимать в студию.
Мой приятель, который ее пригласил, по доброте душевной взял у нее камеру и поставил нужную выдержку и диафрагму.
От чего барышня пришла в ужас. Чуть не плача, призналась, что все настройки на камере ей поставил ее преподаватель на фотокурсах. И с тех пор вот уже несколько лет она снимает за деньги, ничего не трогая, чтобы не сбить эти волшебные настройки (подозреваю, что это была «зеленая зона»). И когда их так неаккуратно сбили - она больше ничего не сможет снимать (и умрет от голода), поскольку не умеет их восстановить.

Может показаться, что это анекдот. Но это абсолютно подлинная история. Потому что теперь, вопреки известной фразе, снимает не фотограф, а его камера. Умная электроника сама знает, как сделать так, чтобы получить прилично экспонированный резкий кадр. А «профессиональному фотографу» остается только навести камеру. Впрочем, может быть скоро и этого не понадобится, и на фотоаппаратах наконец-то появится долгожданная кнопка «шедевр».

Каков же сейчас путь становления так называемого «профессионального фотографа»? Первый: чуть посложнее. Второй - легче.
Первый: человек записывается на фотокурсы. Или (что чаще) на мастер-класс. Проучившись пару недель (или дней) он полностью уверен, что абсолютно пригоден к «профессиональной» работе. Бонус: нащелканные кадры на мастер-классе (которые подготовлены и поставлены тем, кто этот МК проводит) можно смело использовать в портфолио и приступать к поиску клиентов.
Второй путь еще проще. Таких «профессионалов» в среде свадебных фотографов называют «мамашки». Чаще всего это девушки, которые после рождения ребенка скучают в декретном отпуске. Чтобы слегка развлечься (да еще и подзаработать), они покупают дешевую зеркалку с китовым объективом и начинают снимать своих подружек и их детей. Через пару месяцев с помощью «сарафана» или «контакта» - искать коммерческие заказы.
Понятно, что конкурировать такой «мамашке» с другими «профессионалами» доступно только одним способом - демпингом. Вот поэтому сеть и наводнена «профессиональными фотографами», снимающими за 300 рублей в час.

Извечные вопросы: как быть?
И что делать?
Есть два ответа.

Первый: коммерческая фотография должна лицензироваться государством. Хочешь иметь лицензию: сдай экзамен (тест) на профпригодность и заплати за лицензию. Это сразу сделает профессию фотографа именно «профессией». По крайней мере у фотографа на руках будет документ, удостоверяющий его квалификацию. И клиент будет уверен, что перед ним именно «профессионал», чей статус хоть как-то гарантирован.

Лицензирование позволит отсеять «мамашек» и студентов, решивших набомбить бабосов во время сезона свадеб.
Второе: стаж. Его поможет зафиксировать та же лицензия. Предвижу возражения: но ведь молодой талант может снимать куда лучше усатого дедушки, помнящего еще Карла Буллу. Признайтесь, а вы доверите свое здоровье молодому талантливому (по слухам) врачу, который в профессии полгода? Или предпочтете ему пожилого профессора, который за пару десятков лет вылечил не одну сотню пациентов? Ответ очевиден.

Понятно,что фотограф не врач. Но когда вы приглашаете фотографа для фиксации какого-то важного для вашей семьи события (свадьбы,крестин и пр.), то вам будет неприятно получить кривые кадры, где запечатлены расплывчатые фигуры с обрезанными головами и красными глазами. А для того, чтобы скрыть собственную косорукость, «профессиональный» фотограф щедро затянет получившуюся кунсткамеру цветными градиентами и размытостями.

Кстати, снижение уважения к профессиональной фотографии немедленно зафиксировалось в языковой норме. Теперь фотографии стали пренебрежительно называть «фотками», а фотоаппараты «фотиками». А «профессиональный фотограф» теперь не «снимает», он - «фоткает».

Вот вместо фотографии мы имеем теперь «фотки». И от этого пока никуда не деться((((

Источник: http://www.fashionbank.ru/articles/article4048.html
Рейтинг: 3.8. Голосов: 5

Комментарии